Вира штраф в Древней Руси. Штраф в древней руси


Вира в древней Руси - это штраф за убийство или увечье

Вира в древней Руси – это денежный штраф за убитого или покалеченного человека, предусмотренный княжеской властью для того, чтобы заменить кровную месть взносом в казну. Впервые новое постановление было официально и юридически закреплено в 11 веке, в годы правления киевского князя Ярослава Мудрого. Некоторые историки считают это нововведение важным этапом перехода от кровно-родственных отношений к общественно-политическим.

Общая характеристика эпохи

Вира в древней Руси – это новый шаг в укреплении княжеской власти в ранней истории нашей страны. В рассматриваемое время данный институт только начал формироваться в обществе. Большую роль по-прежнему играли родоплеменные отношения, с которыми необходимо было считаться. Сохранялось правило кровной мести, которое не соответствовало принципам зарождающегося молодого государства. Возникла необходимость в упорядочении социальных отношений, чтобы подчинить их верховной власти. Поэтому вира в древней Руси – это важная мера в укреплении статуса князя.

Значение

Первое упоминание этого понятия в древнерусских источниках относится к 9 веку, оно встречается в договорах русских с греками. В знаменитой «Повести временных лет», в рассказе о времени княжения Владимира Святого, имеется упоминание о том, как этот князь стал наводить порядок в своих владениях, и для этого начал борьбу с разбойниками. Летописец сообщает, что после принятия православия он заменил казнь на виру. При этом следует учитывать, что первое понятие не всегда означало смертный приговор, но подразумевало также любой вид наказания средней тяжести. Этим словом обозначали телесные удары, конфискацию имущества, арест и другие. Наконец, сын Владимира Ярослав, прозванный Мудрым, закрепил данное постановление в одном из древнейших юридических памятников. Согласно «Русской Правде», вира в древней Руси – это взнос в пользу князя за убитого или искалеченного.

Применение

Некоторые историки отмечают, что введение новой нормы предусматривало в первую очередь защиту княжеских людей. Цена за их убийство по тем временам была довольно высока – 40 гривен. За эти деньги можно было купить стадо баранов или несколько коров. Итак, сумма являлась достаточно большой для рядового человека и способствовала пополнению княжеской казны. В этом плане важным средством регулирования общественных отношений стала вира. В древней Руси это век утверждения верховной великокняжеской власти, поэтому новая норма была призвана укрепить ее окружение.

В рассматриваемом источнике также упомянуты другие социальные слои, которые находились под защитой князя. Это русины и славянины. В историографии существуют разные точки зрения относительно содержания данных понятий, о чем пойдет речь ниже. Здесь же необходимо добавить, что верховная власть, расширяя круг лиц, за убийство или увечье которых полагалось платить виру, укрепляла свои позиции в обществе.

Категории лиц

Итак, историки расходятся во мнениях относительно того, что подразумевала «Русская Правда» под понятиями «русин» и «славянин». Под первым термином некоторые имеют в виду княжеского воина, дружинника, ссылаясь при этом на более древние источники, в которых «русью» обозначалось ближайшее окружение правителя. Однако некоторые авторы применительно к 11 веку расширяют содержание понятия, утверждая, что речь идет не только о княжеских воинах, но и о категориях городского населения вообще, и отмечают, что таким образом власть стремилась подчинить своему влиянию город. Сторонники данной точки зрения при этом противопоставляют русина славянину, видя в последнем сельского жителя. Они подчеркивают, что таким образом верховная власть пыталась подчинить не только городское население, но и село.

Расширение понятия

Один из спорных вопросов при изучении ранней истории – что такое вира в древней Руси. Определение данного термина довольно трудное из-за того, что он никак не поясняется и не объясняется в изучаемом источнике. Однако уже в следующем крупном юридическом памятнике – «Правде Ярославичей» – отмечается, что повышена плата за убийство или увечье княжеского человека – конюшего. В этом усматривается письменная фиксация процесса усиления княжеской власти. Показателен тот факт, что данные источники предусматривали выплату штрафа только за свободных людей. Убийство или увечье холопа, например, не подлежало оплате. Кроме того, существовала еще дикая вира в древней Руси. Под этим понятием понимался порядок взыскания денежного штрафа со всей общины в том случае, если убийца не найден, или если он сам не может за себя заплатить. Таким образом, общинники оказывались связанными круговой порукой.

Роль

Система выплаты штрафа была налаженным механизмом. Его собирал специальный княжеский слуга – вирник, а князь одну десятую отдавал епископу. Поэтому большое значение в усилении верховной власти играла вира в древней Руси. Значение этой нормы было очень важным для ликвидации правила кровной мести, замены ее системой общественных наказаний, а также для укрепления верховной власти.

fb.ru

Вира штраф в Древней Руси Юридический сленг

Главная Юридический сленг

Прежде чем изготавливать трудный документ, необходимо мысленно разложить содержание на три необходимых групп. Последние не обязательно будут напечатаны в той же последовательности. Обязательно следует сформулировать к чему вы желаете в результате, освободившись выпишите причины. Важными могут быть местные порядки, решения судов, обычаи. Введение принципиально важная часть, который вносит след. Также стремитесь понять кому адресован составляемый просительный документ и кто будет его увидеть.

Вира – мера наказания за убийство в Древней Руси, которая выражалась во взыскании с виновного денежного штрафа в пользу князя, как представителя общественной власти, также вирой именовались денежные возмещения за ряд других преступлений. Величина виры в Древней Руси, напрямую зависел от общественной значимости убитого и его знатности. Как и вергельд, вира пришла, как альтернатива кровной мести (по Правде Ярославля, сначала вира взималась, если нет мстителя) и постепенно совсем вытеснила этот обычай тех времен. Стоит отметить, что вира взыскивалась не только с преступника, но и в некоторых случаях с общин, например, когда убийца не был известен.

Что такое Вира? Значение и толкование слова vira, определение термина

Вира

- денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека в Древней Руси. За увечье платилось полувирье.

- денежный штраф в Древней Руси в пользу князя за уголовные правонарушения. Сборщика штрафов называли вирником.

- по Русской Правде штраф за убийство свободного гражданина в пользу князя.

штраф в пользу князя за убийство или увечье. Впервые упоминается при Владимире Святом: дума посоветовала ему не казнить разбойников, а взять с них виру. По Русской Правде, взималась только при отсутствии мстителя. Наряду с вирой, шедшей в пользу князя, Русская Правда говорит о головничестве, поступавшем в удовлетворение претензий потерпевшего. Когда убийца не был известен, община - вервь. на территории которой находили убитого, платила "дикую" виру. В XVI в. в случае невыдачи "душегубца" предусматривалась уплата виры крестьянами наместникам и волостелям.С. Ю.

- денежный штраф за убийство, установленный "Русской Правдой". В зависимости от социального положения убитого вира дифференцировалась в широких пределах: от 80 гривен (за убийство огнищанина. тиуна ) до 5 гривен (за убийство смерда. холопа ).

в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. За увечье платилось полувирье.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ярославль - город центр Ярославской области (с 1936), на.

Ясак - (тюркское), натуральная подать с народов Поволжья (в 15.

Ясельничий - (от ясли ящик для корма скота), придворный.

ВИРА

См. также в других словарях:

ВИРА — (сканд.). Денежная пеня за убийство или увечье, которую взыскивали с преступника, по древнерусским законам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. 1910. ВИРА денежная пеня за увечье и убийство, налагавшаяся на… … Словарь иностранных слов русского языка

ВИРА — жен. ·стар. окуп, денежная пеня за смертоубийство; цена крови, продажа ·стар. Дикая вира, вира за найденного убитого, коли убийца не сыщется; ее платила община, или вервь. Вирный, к вире относящийся. Вирник муж. сборщик виры. Толковый словарь… … Толковый словарь Даля

вира — 1. ВИ/РА, ы; ж. В Древней Руси: денежная пеня (штраф) в пользу князя за убийство свободного человека. 2. ВИ/РА, межд. [от итал. vira поворачивай] Команда при погрузке, разгрузке, обозначающая: поднимай. вверх! (противоп. ма/йна). * * * вира в… … Энциклопедический словарь

вира — штраф, вверх, начинай подъем, поднимай Словарь русских синонимов. вира сущ. кол во синонимов: 6 • вверх (15) • выть … Словарь синонимов

ВИРА — в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. За увечье платилось полувирье … Большой Энциклопедический словарь

ВИРА — 1. ВИРА1, виры, жен. (ист.). Штраф за убийство по древнерусскому и древнегерманскому праву. 2. ВИРА2, межд. (итал. vira поворачивай) (арго черноморских портовых грузчиков). Подымай! (срн. майна). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ВИРА — 1. ВИРА1, виры, жен. (ист.). Штраф за убийство по древнерусскому и древнегерманскому праву. 2. ВИРА2, межд. (итал. vira поворачивай) (арго черноморских портовых грузчиков). Подымай! (срн. майна). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ВИРА — ВИРА. У такелажников, строителей выражение в знач. поднимай вверх! В. помалу! (команда). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ВИРА — ВИРА, в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. За увечье платилось полувирье. Источник: Энциклопедия Отечество штраф в пользу князя за убийство или увечье. Впервые упоминается при Владимире Святом: дума… … Русская история

"ВИРА" — термин, применяющийся в гражданском флоте. Означает выбирай, поднимай, тащи вверх. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л. Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Книги

  • Наш кок Вася (аудиокнига MP3). Виктор Конецкий. В состав диска вошли два рассказа: НАШ КОК ВАСЯ - о мальчишке-поваре, который, как выяснилось уже после выхода судна в рейс, абсолютно не умел готовить, и ФОМА ФОМИЧ ВИНСТИТУТЕ КРАСОТЫ -… Подробнее Купить за 218 руб аудиокнига
  • Петр Ниточкин к вопросу о матросском коварстве (аудиокнига MP3). Виктор Конецкий. На этом диске вы услышите забавные случаи и веселые байки из корабельного быта, рассказанные героем произведений В.Конецкого Петром Ниточкиным и прочитанные Народным артистом России и другом… Подробнее Купить за 218 руб аудиокнига
  • Шпион его величества (аудиокнига MP3). Ефим Курганов. "Шпион его Величества" - это увлекательнейший и насыщенный поражающими воображение подробностями роман о Войне 1812 года. Герой романа, Яков Иванович де Санглен, прежде всего - "шпион,… Подробнее Купить за 205 руб аудиокнига
  • Другие книги по запросу «ВИРА» >>

    Словарь

    Реклама

    Статистика

    Вира

    Большой Энциклопедический словарь

    ВИРА, в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. За увечье платилось полувирье.

    Толковый словарь Ушакова

    виры, ж. (истор.). Штраф за убийство по древнерусскому и древнегерманскому праву. междом. (ит. vira - поворачивай) (арго черноморских портовых грузчиков). Подымай! (ср. майна ).

    Толковый словарь В.Даля

    ж. стар. окуп, денежная пеня за смертоубийство; цена крови, продажа стар. Дикая вира, вира за найденного убитого, коли убийца не сыщется; ее платила община, или вервь. Вирный, к вире относящийся. Вирник м. сборщик виры.

    Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой

    вира [вира] 1. ж. Денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека (на Руси IX-XIII вв.). 2. межд. разг. Команда при подъеме тяжестей с помощью крана, лебедки и т.п. соответствующая по значению сл. поднимай! вверх! (противоп. майна ).

    Источники:mosadvokat.org, www.onlinedics.ru, dic.academic.ru, oldword.ru

    Следующие статьи:

    bfmac.com

    Наказания в Древней Руси - Древняя Русь

    Мы знаем, что славяне сначала жили небольшими патриархальными группами ― родами. Затем пришел общинный быт, где родовая связь уже слабела, появлялся некий союз, державшихся на общих интересах, взаимной защите. Но, конечно, сознания целостностности, какой-то начальной государственности, не было. Поэтому любое человеческое действие, несущее зло, вред, рассматривалось лишь с частной точки зрения: как вина частного человека перед частным, которая требует ответа. Это частное правонарушение породило идею наказания у сла­вян в форме кровной мести за убийство. Мстить мог только один из близких убитого: отец за сына, сын за отца, брат за брата, племянник за дядьку. Если же убийца скрывался, его имущество поступало в пользу ближайшего родственника убитого. Когда родственников не находилось и мстить было некому, убийца наказывался штрафом в пользу князя.«Мстити себе, мстити своих»,— так говорили в IX в. До нас дошли сведения о мести княгини Ольги за смерть своего му­жа князя Игоря. Она потребовала в виде дани с древлян по три воробья и голубя с каждого двора. Ольга велела привязать к птицам зажжен­ный трут с серой и пустить их на волю. Птицы воротились в свои гнез­да, и в городе начался пожар. Жители пытались спастись бегством, но их встречали мечи ольговой дружины.А Свенельд, старый воевода Святослава, просил Ярополка идти вой­ной на брата, желая отомстить за своего сына.Владимир мстил Ярополку, Рогнеда — Владимиру. Ярослав, выступая после смерти Бориса и Глеба против своего бра­та Святополка, обращается к Богу: «Не яз почах убивати братью, а он; да будет отместник Бог крови братья моею».Ослепленный князь Василько мстил своему врагу и вместе с ним невиновному народу, приказывая всех убивать: «И сотвори мщение на людех неповинных».Но времена менялись. Славяне становились христианами, что, не­сомненно, сказывалось на нравственной сути человека, княжеское за­конодательство набирало силу.Кровная месть начинала выглядеть уже несколько диковато, и в первом своде русских законов «Русской Правде» о ней лишь ска­зано:«Убьет муж мужа, то мстит брату брат, или сынови отца, любо отцю сына или брату чаду, любо сестрину сынови; аще не будет кто мьстя, то 40 гривен за голову: аще будет Русин, любо гридин, любо купчина, любо ябедник, любо мечник; аще изгои будет, любо Слове­нии, то 40 гривен положити за нь».После смерти Ярослава Мудрого его сыновья на совете с боярами отменили право родовой мести и окончательно заменили денежным вы­купом.Долгий процесс формирования феодальных отношений и классов завершился образованием государства.Конечно, если государство существует, оно нуждается в каких-то правовых нормах. Наиболее ранними дошедшими до нас памятниками древнерусского права являются договоры киевских князей с Византийской империей.С наступлением весны каждый год отправлялись русские купцы в столицу Византии Царьград. Торговый сезон длился полгода. За это время не могли не случаться недоразумения, конфликты между русскими и подданными империи. Сама ситуация требовала закона.В 911 г. князь Олег послал в Царьград пятерых «мужей», заключивших первый в истории России международный письменный договор, сохранившийся в летописи. Его обычно называют «Договор русских с греками».Нормы раннего права даны и в первой части «Русской Правды», так называемой «Древнейшей Правде», которая, возможно, не что иное, как грамота Ярослава Мудрого, изданная в 1016 г. В ней 18 статей, предназначенных, по всей видимости, гасить недоразумения, возникающие среди дружинников. Обозначены преступления: убийст­во, побои до крови или до синяков, удары палками, чашами, питьевыми рогами, нанесение увечий, вырывание усов и бороды, езда на чужом коне, укрывательство скрывшегося холопа, порча чужого оружия и одежды. Известны нам также уставы князей Владимира и Ярослава, опреде­лявшие долю церкви в княжеских доходах и преступления, подлежа­щие церковному суду.Очевидно, что уставы покоятся на заповедях Божьих. В них схо­дятся два взгляда на преступление: народный и церковный.Может вызвать недоумение система обильных штрафов. Но с точки зрения православной церкви, источник наказания (греха) заключается в страсти к гордыне, различным плотским удовольствиям. Наказание штрафом служит средством ликвидировать этот источник, изымая де­нежные средства.Такая система была главной в русском законодательстве почти до XVI в. На денежных штрафах построены Двинская Судная Грамота 1398 г., Псковская Судная Грамота и Новгородская 1471 г. Но уже пеня (продажа) взимается в пользу общественной власти: штраф платится князю или его наместнику.Во второй половине XI в. появился сборник законов, принятых князьями Изяславом, Святославом и Всеволодом. В истории его назы­вают «Правдой Ярославичей». Законы определяли наказания: так, за убийство приближенного князя — огнищанина, тиуна, мечника, старо­сты — полагался большой штраф в 80 гривен (около 5 кг серебра). Он в шестнадцать раз превышал пеню за убийство смерда. Полагались штрафы за посягательство на княжескую собственность: землю, скот, бортные ухожаи и пр.На основе «Древнейшей Правды» и «Правды Ярославичей» и, ко­нечно же, не без влияния церковно-византийского права в конце XI или в начале XII в. возник правовой сборник, известный под названием Краткой редакции «Русской Правды».До середины XI в. княжеские суды могли еще обходиться без свода законов. Действовали древние обычаи, которые являлись как бы мерилом всякого поступка.Но жизнь государства становилась все сложнее, а судебная практика ставила вопросы, ответы на которые в обычаях уже найти было нельзя.Появилась «Русская Правда» — свод законов, а ныне памятник древнего русского права. Большинство исследователей сходятся в том, что этот сборник начал составляться в конце Х в. или в начале XI в. и дополнялся и перерабатывался вплоть до половины XIII в.«Русская Правда» еще не знает преступлений против общества и против государства. Преступлениями считаются деяния, посягающие на жизнь и здоровье людей и на их имущество. Строго учитывалось, кто совершил преступление: свободный человек или холоп.Возмездием за преступление в основном являлись денежные штрафы — виры и продажи, и лишь иногда личное наказание — поток. Виры были трех видов: 80-гривенная, 40-гривенная и 20-гривенная, продажи — 12, 3 гривны и т. д.Закон уже обращает внимание на обстоятельства, при которых про­изошло преступление, с умыслом оно сделано или нет.«Русская Правда» различала два вида убийств: «убийство на раз­бое без всякой свады и убийство в сваде». Первое — убийство — «без раздражения», второе — «в раздражении», вследствие ссоры или драки.За лишение жизни на «разбое без всякой свады» назначались поток (изгнание) и разграбление имущества.За убийство в сваде взымался штраф — вира личная или общинная. За лишение жизни княжа мужа — 80 гривен, если он не был зачин­щиком, и 40 гривен, если он сам затевал сваду. За убийство свобод­ного людина — 40 гривен, если не им был дан повод к сваде, если же им, то 20 гривен. За убийство в сваде холопа или татя, пойманного на татьбе,— 12 гривен.За случайное убийство, а также за лишение кого-либо жизни при защите себя или своего имущества виновный от ответственности ос­вобождался. Нанесение увечий, ран и побоев злоумышленно без свады нака­зывалось так: за раны — 12 гривен, за побои со следами — 12 гривен, без следов — 3 гривны. В сваде: за раны — 3 гривны, за побои со следами — 3 гривны, без следов — 60 кун. Если увечье, раны причинял холоп, да к тому же свободному людину, то он подлежал не суду, а частной мести.Наказания за татьбу учитывали состояние преступника: свободный он человек или холоп. Различались преступники и по мере участия в преступлении: говорится впервые об укрывателях воровского и о по­купщиках татебного. Господствовала все та же система штрафов. Раз­меры зависели от предмета татьбы (за кражу холопа и бобра, напри­мер, взымалось 12 гривен), от места, из которого произведено воровство.Всего существовало четыре вида выкупов: годовщина, вира обык­новенная и дикая, продажа и урок.Годовщина принадлежала истцу, потерявшему через преступление близкого человека. Вира поступала в княжескую казну ― это когда у убитого не было родственников. Если убийца был неизвестен, штраф платило общество. Составлявшее округ (вервь), на территории которого преступление совершилось. Это дикая вира.Продажа ― штраф, платившийся виновным за нарушение личных чужих прав (кроме убийства). Уроки платились за материальный и за убийство холопов.На основе «Русской Правды» возникли местные феодальные судебники: Псковская и Новгородская судные грамоты, судебники Рязанского и Ростовского княжеств. Правовую жизнь обеспечивали также княжеские грамоты о земельной собственности, уставные грамоты наместничьего управления, определявшие права бояр, договорные княжеские грамоты.С XIV в. во время объединения русских земель вокруг Москвы закладывалась и основа для объединения правовых положений кня­жеств.

    oldrus.livejournal.com

    Наказания в Древней Руси - Смертная казнь

    ru-death-penalt.livejournal.com

    О наказаниях в Древней Руси

    Мы знаем, что славяне сначала жили небольшими патриархальными группами ― родами. Затем пришел общинный быт, где родовая связь уже слабела, появлялся некий союз, державшихся на общих интересах, взаимной защите. Но, конечно, сознания целостностности, какой-то начальной государственности, не было. Поэтому любое человеческое действие, несущее зло, вред, рассматривалось лишь с частной точки зрения: как вина частного человека перед частным, которая требует ответа. Это частное правонарушение породило идею наказания у славян в форме кровной мести за убийство. Мстить мог только один из близких убитого: отец за сына, сын за отца, брат за брата, племянник за дядьку. Если же убийца скрывался, его имущество поступало в пользу ближайшего родственника убитого. Когда родственников не находилось и мстить было некому, убийца наказывался штрафом в пользу князя.«Мстити себе, мстити своих»,— так говорили в IX в. До нас дошли сведения о мести княгини Ольги за смерть своего мужа князя Игоря. Она потребовала в виде дани с древлян по три воробья и голубя с каждого двора. Ольга велела привязать к птицам зажжен¬ный трут с серой и пустить их на волю. Птицы воротились в свои гнез¬да, и в городе начался пожар. Жители пытались спастись бегством, но их встречали мечи ольговой дружины.А Свенельд, старый воевода Святослава, просил Ярополка идти вой¬ной на брата, желая отомстить за своего сына.Владимир мстил Ярополку, Рогнеда — Владимиру. Ярослав, выступая после смерти Бориса и Глеба против своего бра¬та Святополка, обращается к Богу: «Не яз почах убивати братью, а он; да будет отместник Бог крови братья моею».Ослепленный князь Василько мстил своему врагу и вместе с ним невиновному народу, приказывая всех убивать: «И сотвори мщение на людех неповинных».Но времена менялись. Славяне становились христианами, что, не¬сомненно, сказывалось на нравственной сути человека, княжеское за¬конодательство набирало силу.Кровная месть начинала выглядеть уже несколько диковато, и в первом своде русских законов «Русской Правде» о ней лишь сказано:«Убьет муж мужа, то мстит брату брат, или сынови отца, любо отцю сына или брату чаду, любо сестрину сынови; аще не будет кто мьстя, то 40 гривен за голову: аще будет Русин, любо гридин, любо купчина, любо ябедник, любо мечник; аще изгои будет, любо Словенин, то 40 гривен положити за нь».После смерти Ярослава Мудрого его сыновья на совете с боярами отменили право родовой мести и окончательно заменили денежным выкупом.Долгий процесс формирования феодальных отношений и классов завершился образованием государства.Конечно, если государство существует, оно нуждается в каких-то правовых нормах. Наиболее ранними дошедшими до нас памятниками древнерусского права являются договоры киевских князей с Византийской империей.С наступлением весны каждый год отправлялись русские купцы в столицу Византии Царьград. Торговый сезон длился полгода. За это время не могли не случаться недоразумения, конфликты между русскими и подданными империи. Сама ситуация требовала закона.В 911 г. князь Олег послал в Царьград пятерых «мужей», заключивших первый в истории России международный письменный договор, сохранившийся в летописи. Его обычно называют «Договор русских с греками».Нормы раннего права даны и в первой части «Русской Правды», так называемой «Древнейшей Правде», которая, возможно, не что иное, как грамота Ярослава Мудрого, изданная в 1016 г. В ней 18 статей, предназначенных, по всей видимости, гасить недоразумения, возникающие среди дружинников. Обозначены преступления: убийство, побои до крови или до синяков, удары палками, чашами, питьевыми рогами, нанесение увечий, вырывание усов и бороды, езда на чужом коне, укрывательство скрывшегося холопа, порча чужого оружия и одежды. Известны нам также уставы князей Владимира и Ярослава, определявшие долю церкви в княжеских доходах и преступления, подлежащие церковному суду.Очевидно, что уставы покоятся на заповедях Божьих. В них сходятся два взгляда на преступление: народный и церковный.Может вызвать недоумение система обильных штрафов. Но с точки зрения православной церкви, источник наказания (греха) заключается в страсти к гордыне, различным плотским удовольствиям. Наказание штрафом служит средством ликвидировать этот источник, изымая денежные средства,Такая система была главной в русском законодательстве почти до XVI в. На денежных штрафах построены Двинская Судная Грамота 1398 г., Псковская Судная Грамота и Новгородская 1471 г. Но уже пеня (продажа) взимается в пользу общественной власти: штраф платится князю или его наместнику.Во второй половине XI в. появился сборник законов, принятых князьями Изяславом, Святославом и Всеволодом. В истории его называют «Правдой Ярославичей». Законы определяли наказания: так, за убийство приближенного князя — огнищанина, тиуна, мечника, старосты — полагался большой штраф в 80 гривен (около 5 кг серебра). Он в шестнадцать раз превышал пеню за убийство смерда. Полагались штрафы за посягательство на княжескую собственность: землю, скот, бортные ухожаи и пр.На основе «Древнейшей Правды» и «Правды Ярославичей» и, конечно же, не без влияния церковно-византийского права в конце XI или в начале XII в. возник правовой сборник, известный под названием Краткой редакции «Русской Правды».До середины XI в. княжеские суды могли еще обходиться без свода законов. Действовали древние обычаи, которые являлись как бы мерилом всякого поступка.Но жизнь государства становилась все сложнее, а судебная практика ставила вопросы, ответы на которые в обычаях уже найти было нельзя.Появилась «Русская Правда» — свод законов, а ныне памятник древнего русского права. Большинство исследователей сходятся в том, что этот сборник начал составляться в конце Х в. или в начале XI в. и дополнялся и перерабатывался вплоть до половины XIII в.«Русская Правда» еще не знает преступлений против общества и против государства. Преступлениями считаются деяния, посягающие на жизнь и здоровье людей и на их имущество. Строго учитывалось, кто совершил преступление: свободный человек или холоп.Возмездием за преступление в основном являлись денежные штрафы — виры и продажи, и лишь иногда личное наказание — поток. Виры были трех видов: 80-гривенная, 40-гривенная и 20-гривенная, продажи — 12, 3 гривны и т. д.Закон уже обращает внимание на обстоятельства, при которых произошло преступление, с умыслом оно сделано или нет.«Русская Правда» различала два вида убийств: «убийство на разбое без всякой свады и убийство в сваде». Первое — убийство — «без раздражения», второе — «в раздражении», вследствие ссоры или драки.За лишение жизни на «разбое без всякой свады» назначались поток (изгнание) и разграбление имущества.За убийство в сваде взымался штраф — вира личная или общинная. За лишение жизни княжа мужа — 80 гривен, если он не был зачин¬щиком, и 40 гривен, если он сам затевал сваду. За убийство свободного людина — 40 гривен, если не им был дан повод к сваде, если же им, то 20 гривен. За убийство в сваде холопа или татя, пойманного на татьбе,— 12 гривен.За случайное убийство, а также за лишение кого-либо жизни при защите себя или своего имущества виновный от ответственности ос¬вобождался. Нанесение увечий, ран и побоев злоумышленно без свады наказывалось так: за раны — 12 гривен, за побои со следами — 12 гривен, без следов — 3 гривны. В сваде: за раны — 3 гривны, за побои со следами — 3 гривны, без следов — 60 кун. Если увечье, раны причинял холоп, да к тому же свободному людину, то он подлежал не суду, а частной мести.Наказания за татьбу учитывали состояние преступника: свободный он человек или холоп. Различались преступники и по мере участия в преступлении: говорится впервые об укрывателях воровского и о покупщиках татебного. Господствовала все та же система штрафов.Размеры зависели от предмета татьбы (за кражу холопа и бобра, например, взималось 12 гривен), от места, из которого произведено воровство.Всего существовало четыре вида выкупов: годовщина, вира обыкновенная и дикая, продажа и урок.Годовщина принадлежала истцу, потерявшему через преступление близкого человека. Вира поступала в княжескую казну ― это когда у убитого не было родственников. Если убийца был неизвестен, штраф платило общество. Составлявшее округ (вервь), на территории которого преступление совершилось. Это дикая вира.Продажа ― штраф, платившийся виновным за нарушение личных чужих прав (кроме убийства). Уроки платились за материальный и за убийство холопов.На основе «Русской Правды» возникли местные феодальные судебники: Псковская и Новгородская судные грамоты, судебники Рязанского и Ростовского княжеств. Правовую жизнь обеспечивали также княжеские грамоты о земельной собственности, уставные грамоты наместничьего управления, определявшие права бояр, договорные княжеские грамоты.С XIV в. во время объединения русских земель вокруг Москвы закладывалась и основа для объединения правовых положений княжеств.


    Смотрите также